Войти Регистрация
Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.
+7 927 282 53 25
Время работы:
По будням с 11 до 18
On line с 9 до 23

Мавзолеи Золотой Орды в Астраханской области

Мавзолеи Золотой Орды в Астраханской области

Из материалов дореволюционных исследований нам известно словесное описание квадратного кирпичного мавзолея, раскопанного в 1891 году в Увеке, который содержал 7 захоронений в двух склепах с южной ориентировкой. Причём одно из них находилось в полусидячем положении, а остальные были ориентированы лицом вверх. При погребённых были найдены керамические сосуды с остатками пищи, располагавшиеся в головах. Здесь же, в окрестностях Увека, в 1913 году под наблюдением был вскрыт кирпичный мавзолей первой половины XIV века. Мавзолей имел прямоугольную форму и имел две камеры, разделённые стеной с дверным проёмом. Предположительно, мавзолей имел входы с двух сторон – с северо-запада и с юго-востока, и также, как и двухкамерный пятигорский мавзолей, был украшен декоративными башенками по углам и отделан майоликой и поливными кирпичами. Мавзолей содержал девять погребений, из них шесть в склепах и три без склепов. Все погребённые были ориентированы головами на северо-восток, параллельно меньшим сторонам здания и сопровождались многочисленным инвентарём, среди которого золотые и серебряные украшения, серебряная и деревянная посуда, остатки шёлковых одежд. считает, что самое богатое женское захоронение ппринадлежало одной из жён хана Токты.отметил сходство увекского мавзолея по архитектуре и декоративному оформлению с классическими мусульманскими мавзолеями Средней Азии. Однако, почему-то считает этот мавзолей кубическим и купольным, видимо, неверно поняв его описание.

Большое количество мавзолеев известно на некрополях Селитренного городища и Водянского. Здесь были обнаружены мавзолеи как двухкамерные, так и однокамерные, как портальные, так и беспортальные, как из обожжённого кирпича, так и сырцовые. На основе этих материалов смог построить свою классификацию мавзолеев. В дальнейшем он указывал на сходство архитектурных особенностей нижневолжских мавзолеев как со среднеазиатскими мавзолеями, так и с мавзолеями Болгара.Не только конструктивный облик мавзолеев, но характерные особенности погребальных камер, прежде всего, широкое применение при сооружении могил сырцового и обожжённого кирпича, по мнению , сближают мусульманский погребальный обряд Нижнего Поволжья со среднеазиатским. Сходные конструкции обнаруживаются исследователем в некрополях Туркмении и Хорезма.

Из этих мавзолеев опубликованы лишь мавзолеи Водянского городища. Мавзолеи Селитренного известны они нам лишь по отчётным материалам. Постараемся описать их лишь в общих чертах.

На Селитренном городище нам известно 14 мавзолеев, часть из которых исследована не полностью, часть разрушена настолько, что описание составить представляется затруднительным. Из них лишь 8 могут быть каким-то образом интерпретированы. Все мавзолеи Селитренного городища относятся к середине-концу XIV века. Все известные нам мавзолеи однокамерные, квадратные в плане, из них 4 – беспортальные. Один из беспортальных мавзолеев, деревянный, был окружён сырцовой стеной и, возможно, обходной галереей. Один из мавзолеев имеет мощный портал, остальные три – мавзолеи с узкими порталами. Многочисленны находки архитектурных деталей, свидетельствующих о купольном перекрытии и декорировании мавзолеев поливными кирпичами и изразцами.


Один мавзолей, прямоугольный двухкамерный, с пештаком, равным по ширине фасаду, с зиарат-ханой, оборудованной суфами вдоль боковых стен, обнаружен на Водянском городище. Кроме того, здесь же было обнаружено два простых квадратных мавзолея.

Очень интересный мавзолей был раскопан в ходе исследования одной из курганных групп в урочище Кривая Лука. Мавзолей выстроен из сырца и представляет собой конусовидное восьмигранное сооружение без портала, со входом с южной стороны. К сожалению, захоронение, находившееся в нём, было разграблено, но сохранились некоторые следы доисламских ритуалов в погребальном обряде. Многоугольная форма в плане и пирамидальность самой конструкции роднят этот мавзолей с мавзолеями Северного Кавказа, например, с вышеописанным мавзолеем около г. Ессентуки.

В годах был исследован двухкамерный мавзолей на городище "301-й км" в Ахтубинском районе Астраханской области. Мавзолей был практически полностью разрушен, но исследовательнице удалось по отпечаткам кирпичей и траншеям выборки стен проследить его конструктивные особенности – деление на гур-хану и зиарат-хану, а также трёхчетвертные круглые колонны по углам. В центре гур-ханы находилась обширная квадратная яма с остатками полностью разрушенного кирпичного склепа.Мавзолей имел прямоугольную форму и был вытянут с севера на юг. Гур-хана имела квадратную форму, с юга к ней примыкала прямоугольная зиарат-хана. Судя по плану, вдоль западной стены зиарат-ханы была сооружена суфа, частично проследившаяся в ходе раскопок, что не является редкостью для золотоордынских мавзолеев. В склепе были расчищены остатки двух костяков, ориентированных головами на запад, причём их сопровождали фрагменты костей барана и древесные угли.


Среди других известных на территории Нижнего Поволжья мавзолеев неоходимо назвать до сих пор не исследованные развалины золотоордынских мавзолеев на городище у пос. Лапас в Астраханской области.

Нужно сказать несколько слов об интерпретации памятника. Особый интерес представляет отмеченное на карте братьев Пицигани 1367 года место, где находятся "гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки". Это пояснительная надпись к условному знаку в виде мусульманского мавзолея. На карте Фра-Мауро, созданной в 1459 году также обозначено место, названное им "Sepultura imperial" (императорские захоронения). Плано Карпини пишет о том, что в земле "татар" существует кладбище, "на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать…" Кладбище знатных особ и кладбище "тех, кто был убит в Венгрии" являются запретными территориями и охранялись стражей, не пропускавшей никого под страхом наказания или смерти.

с уверенностью утверждает, что "именно здесь воздвигались фамильные усыпальницы Джучидов, принявших ислам", а именно Берке, Узбека, Джанибека и Бердибека, не исключая существования в этом же месте захоронения самого Бату и других ханов-язычников.Он связывает это с давним обычаем монголов отведения запретных территорий ("курук") для захоронения особ правящей династии, который описан. В 90-х гг. отряд Поволжской археологической экспедиции ИА РАН под руководством провёл рекогносцировочные работы на памятнике. Были сняты топопланы как отдельных мавзолеев, так и местности в целом. Помимо 4-х крупных мавзолеев, обнаружено ещё несколько меньших по размерам.

В ходе раскопок 2000 года под руководством автора статьи на городище у с. Лапас был собран значительный монетный материал, который позволил сотруднику Института востоковедения вначале сделать предположение о принадлежности большого мавзолея именно хану Узбеку, а затем высказать предположение о возведении всего комплекса мавзолеев в годы, непосредственно последовавшие за смертью Узбека и принадлежности его самому Узбеку, его сыну Тинибеку и тем их родственникам, которые погибли в 1342 году в борьбе с Джанибеком, узурпировавшим трон.

Два мавзолея известно на территории городища у пос. Комсомольский в Астраханской области. Оба они квадратные в плане, в мощными порталами, но у мавзолея № 1 прослежены остатки второго этажа (или, возможно, объёма между внутренним полусферическим куполом и внешним шатром), крестообразная в плане гур-хана, располагавшаяся в цоколе, имела вход не с юга, а с востока. Портал с южной стороны сооружения, таким образом, имел чисто декоративное значение.

Мавзолей №2 представлял собой прямоугольное сооружение, состоящее из квадратной в плане гур-ханы и выступающего от неё на юг пештака с зиарат-ханой и был окружён остатками сырцовых стен. Исследователь – и автор публикации материалов раскопок – – датируют мавзолей концом XIII века.

От гур-ханы сохранились остатки массивной цокольной части из обожженного кирпича на известковом растворе и кирпичный пол. Сохранившаяся цокольная часть мавзолея опиралась на песчаную подушку и двухслойный ленточный фундамент. Пол гур-ханы был выложен из обожженного кирпича на глинистом растворе с включением алебастра.

Пештак с зиарат-ханой сохранился в виде цоколя, представляя собой П-образную конструкцию, примыкавшую к южной стене гур-ханы. Центральная часть пештака имела остатки дверного проема в виде фрагмента пола прохода в зиарат-хану. Внутри гур-ханы мавзолея, в северной половине площадки пола, располагалась сдвоенная мастаба над двумя захоронениями в склепах.

Первое погребение было совершено в сырцовом сводчатом двускатном склепе, внутрь которого был установлен деревянный трапециевидный гроб с железными накладками-скобами. Внутри гроба находился скелет мужчины. При погребенном находился железный нож с бронзовым перекрестием, фрагменты кожаных сапог, куски ткани, железный шишак, две золотые серьги, 11 золотых пластин и золотой динар египетского султана Бейбарса (). Второе погребение также устроено в сводчатом склепе, в деревянном трапециевидном гробу. Погребённой оказалась женщина 17-18 лет. При ней обнаружено: маленький железный нож с бронзовым пластинчатым перекрестием, серебряный дирхем, а в области черепа лежали шесть золотых кружков и фрагменты берестяной бокки.

Исходя из наличия ограды вокруг мавзолея, богатства погребённых, наличия жилых помещений к северо-западу от мавзолея, а также наличия небольшого помещения, пристроенного к северо-западному внутреннему углу ограды, делает вывод о том, что данный комплекс является суфийской обителью-завийа, возведённой рядом со святой могилой шейха либо подвижника. Однако, хотелось бы не согласиться с этим предположением. Во-первых, само наличие ограды вокруг мавзолея ещё ни о чём не говорит. Комплекс жилых помещений к северо-западу от мавзолея, вне ограды, никак явным образом не связан с самим мавзолеем – они могут оказаться не худжрами для паломников, а обычными жилыми домами. Между тем, планировка завийа или ханака предполагает некоторую схожесть с планировкой караван-сарая – внешнюю замкнутость, расположение помещений для паломников – келий - по периметру общей ограды вокруг квадратного или прямоугольного двора со входами, обращёнными внутрь двора, наличие мечети или мусаллы, смежной с комплексом ханака.

Во-вторых, небольшое помещение из сырцового кирпича в северо-западном углу ограды вокруг мавзолея никак нельзя назвать мусаллой, как это делает – слишком уж малы его размеры, да и какие бы то ни было признаки михрабной ниши отсутствуют. Скорее всего, это какое-то подсобное помещение или сторожка.

В-третьих, богатство погребённых, наличие вещей в захоронениях говорят о том, что эти люди никак не могли являть собой образец мусульманской святости, и, скорее всего, являлись мусульманами в первом поколении. Несомненно, это были знатные люди, стремившиеся прослыть приверженцами ислама (или которых хотели видеть таковыми их близкие) – об этом говорит само возведение мусульманской усыпальницы над могилами. Кто же в Золотой Орде XIII века мог стремиться приобрести репутацию приверженца ислама – религии, которую исповедовали тогда лишь немногие? Скорее всего, эти люди (или лишь один из них, а именно мужчина) являлись приближёнными хана Берке – первого хана-мусульманина на золотоордынском престоле, который, как известно, приближал к себе мусульман и покровительствовал переходу в ислам части своего окружения.На эту же мысль наводят нас и динар Бейбарса, обнаруженный в могиле мужчины. Он мог попасть в Золотую Орду, при отсутствии активной торговли с Египтом, лишь в виде денежного подарка хану, переданного с египетским посольством – именно в годы правления Берке в Золотой Орде и Бейбарса в Египте между этими государствами был заключён союз.Хан, в свою очередь, что вполне логично, не пускал золото в торговый оборот – на это хватало и серебра, а одаривал им своих верных вельмож. Итак, получается, что захоронения в мавзолее №2 у пос. Комсомольский действительно интересны, но не как захоронения суфийских шейхов, а как захоронения представителей высшей золотоордынской знати. Скорее всего, данный мавзолей не имеет никакого отношения к распространению суфизма в Нижнем Поволжье, а лишь иллюстрируют начальный этап мусульманизации верхушки общества Золотой Орды.

Подобрать и забронировать экскурсионные туры по Астрахани в офисе туристического агентства "КУЛЬТ.ТУРа"

г. Астрахань ул. Академика Королева, 10
WhatsApp , Viber : 8(927)282-53-25

PRO Астрахань

Возврат к списку

Войти Регистрация
Корзина 0 позиций
на сумму 0 руб.